Проект направлен на изучение влияния состояния циркадианной системы и интеллекта на успеваемость учащейся молодежи. Известно, что задержка фазы ритма сна-бодрствования (смещение в сторону позднего хронотипа) и короткая продолжительность сна являются причинами низкой успеваемости школьников и студентов.
Отмечены закономерные возрастные изменения хронотипа и продолжительности сна: с 10- до 20-летнего возраста происходит неуклонное смещение фазы ритма сна-бодрствования в сторону позднего хронотипа и значительное сокращение продолжительности сна. Согласно данным, полученным нами в предыдущих исследованиях, проживание в высоких широтах и вблизи западной границы часовой зоны является причиной ускорения и усиления возрастных изменений хронотипа и продолжительности сна.
Наиболее удовлетворительно зависимость успеваемости от хронотипа объясняется в рамках концепции «социального джетлага» (СДЛ). СДЛ – десинхроноз, обусловленный несовпадением социальных и биологических часов. Наиболее сильно СДЛ выражен у лиц с поздним хронотипом.
С другой стороны известно, что лица с поздним хронотипом в среднем имеют более высокий интеллект, чем их сверстники, относящиеся к другим хронотипам. По-видимому, лица с поздним хронотипом не могут полностью реализовать свой потенциал в учебе из-за десинхроноза.
Целью настоящего проекта является изучение влияния климатических и социальных факторов на хронотип и характеристики сна, а также влияние хронотипа, характеристик сна, интеллекта и других сопутствующих факторов на успеваемость учащейся молодежи.
Программа исследований одобрена Комитетом по Этике Института физиологии Коми НЦ УрО РАН.
Сроки выполнения проекта: 2014-2016 гг. (сроки могут быть продлены в зависимости от полученных результатов).
Научный руководитель проекта: д.б.н. Борисенков Михаил Фёдорович, с.н.с. ФГБУН Института физиологии Коми НЦ УрО РАН.
Ответственный исполнитель проекта в г. Сыктывкаре: Панев Александр Сергеевич студент Института естественных наук ФГБОУ ВПО Сыктывкарского государственного университета. Эл.адрес:
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Приглашаем принять участие в проекте других заинтересованных лиц.
Для участия в проекте необходимо:
1. Связаться с научным руководителем проекта по электронной почте для обсуждения деталей участия в проекте.
2. Открыть батарею тестов «Хроноинт».
3. Провести опрос в учебном заведении (школа, колледж, ВУЗ и т.д.).
4. Направить руководителю или ответственному исполнителю список псевдонимов и индивидуальных номеров участников опроса.
5. Выступить с докладом или представить отчет (отчет оформляется научным руководителем) руководству учебного заведения, в котором проведен опрос для ознакомления с результатами исследования преподавателей и участников опроса.
|